Для русского человека охота всегда была особым занятием, не мимолетной забавой, а образом жизни, которому многие посвящали жизнь и описывали свои впечатления в книгах и дневниках. Стоит лишь вспомнить знаменитые тургеневские «Записки охотника». Великий классик описывал образ жизни своих героев, их устои, настоящую русскую природу и душу, раскрывающуюся в самых неожиданных моментах. Сегодня на смену бережливым следопытам пришли расчетливые и безжалостные добытчики, для которых это всего лишь новое развлечение и способ провести время. Многие охотники старой закалки с сожалением признают, что сейчас большинство охотников нового поколения зачастую слепо предаются спортивному азарту и не ценят даров природы.
Теперь, согласно новым поправкам в законодательстве, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут арендовать земли, предназначенные для охоты сроком от 20 до 49 лет. Оно как бы и хорошо: частники могут предложить любителям охоты новые виды развлечений и добычи особей, не воспрещенных законом. А с другой стороны, возникает путаница, да и к тому же вопрос с ценами не решен. Но понятно, что хозяин-барин на своей территории теперь будет ставить свои условия.
Если раньше конкурсная комиссия, созданная при краевом правительстве, отдавала предпочтение тому претенденту на владение угодьями, который оказывался лучшим (сюда входило материально-техническое оснащение, наличие профессиональных кадров, опыт работы в данной сфере и т.п.), и принималось во внимание мнение местного населения, то на сегодняшний день арендатором охотугодий может стать тот, кто предложит на аукционе более внушительную сумму за право заключения договора аренды. Но пока все же из двух категорий охотничьих земель (общедоступных и закрепленных за ИП или юридическими лицами) в нашем регионе преобладают общедоступные.
— В каждом районе края общедоступными будут оставаться не менее 20% охотничьих угодий муниципального района, — поясняет заместитель начальника отдела охраны, контроля и надзора за использованием объектов животного и растительного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК Игорь Траутвайн.
Так что можно сказать, что таким образом наши законодатели позаботились об обычных охотниках.
Только вот любители охоты очень обеспокоены и не исключают вариант того, что лучшие угодья могут быть выкуплены не любителями охоты, а людьми бизнеса и станут недоступными для основной массы простых охотников. Возможно, что с охотой может произойти то же, что за последние годы с рыбалкой. На Ставрополье множество водоемов, но все же не на каждом можно посидеть с удочкой даже и за деньги. Хотя многие заядлые рыбаки отмечают, что ловля рыбы на частных прудах и озерах очень упростила жизнь. Кстати, вопрос с ценой тоже не ясен. Сейчас стоимость одной путевки в охотобществе 400 рублей. Это госпошлина. А вот с частниками будет сложнее. На закрепленной территории теперь условия будет ставить арендатор, в том числе и по стоимости услуг. Такая ценовая политика может ощутимо ударить по кошелькам простых граждан. Зато у них появится более широкий выбор услуг. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. А народ у нас, как известно, с фантазией. Но предприниматель для того и получает право на пользование этой землей, чтобы извлекать из нее выгоду. Бизнесмен или общественная организация (кстати, как нам рассказали в Министерстве природных ресурсов и окружающей среды СК: охотничьи угодья могут быть также закреплены за товариществами на вере, ИП, ОАО, и аукцион для них проводится абсолютно открыто), за которыми закреплена земля, могут строить на территории базы отдыха для охотников. Опять же, если закон позволяет, то можно строить и высотные дома на необъятной территории. Бизнесмены могут оказывать различные услуги, лишь бы они не противоречили правовым основам нашего государства. Их задача привлечь клиента и сделать так, чтобы он пришел еще раз. Единственное, что вседоступность и комфортные условия могут обезличить первостепенное значение охоты и превратить ее в стандартное развлечение для состоятельных граждан, которые будут воспринимать это древнее понятие как бездумную забаву.
Для простых охотников, привыкших к традиционной охоте, возможно, что-то будет в диковинку, да и сейчас многие из них относятся к нововведениям, мягко говоря, с опаской, воспринимая в штыки все новое. Оно и понятно привыкнуть к некоторым вещам сложно, тем более, что большинство охотников могут заподозрить бизнесменов в пропаганде браконьерства. Однако согласно законодательству регулировать действия определенных лиц, за которыми закреплена земля, предназначенная для охоты, будут специальные контролирующие органы. Еще одна проблема — это дробление единого доныне охотничьего хозяйства в одном районе на 5-10 независимых друг от друга частных хозяйств. У каждого хозяина угодий надо будет приобретать отдельную путевку. Таким образом, для охоты в разных частях своего же района придется иметь не одну, а несколько путевок. Подобная система вряд ли будет удобной.
Слуги народа наверняка при принятии закона руководствовались положительными моментами и, закрепив законодательную базу, рассчитывают привлечь солидные инвестиции в отрасль. Но неясностей и недопониманий в этом вопросе еще много. Единственной гарантией сохранения права на охоту по доступной цене у обычного люда остаются охотобщества. Поэтому, вкладывая деньги в охотничье дело сейчас, охотники должны рассматривать этот взнос не только как вклад в настоящее, но и в будущее.
Михаил Маслов «Территория контрастов»